пятница, 14 ноября 2014 г.

Новогодний отдых россиян под вопросом

Фото: Михаил Мордасов/РИА Новости
Фото: Михаил Мордасов/РИА Новости
Крах турфирм, ситуация с рублем, санкции делают перспективы зимнего зарубежного отдыха россиян сомнительными. Туризм притворяется, что все ОК, а эксперты советуют серьезно призадуматься над тем, как и куда ехать. И как по заказу - скандал с TEZ Tour и Аэрофлотом
Ехать можно, только очень осторожно

Россиянам обещают беспроблемных туроператоров, надежные гарантии и даже дают список турфирм, которым еще пока можно доверять. Ростуризм, Российский союз туриндустрии (РСТ) и Ассоциация туроператоров России (АТОР) утверждают, что Новый год, скорее всего, пройдет благополучно.


По оценкам главы Ростуризма Олега Сафонова, ситуация на туристском рынке нормализовалась и можно думать не только о внутреннем туризме, но и о теплых странах. Правда, Сафонов уточняет: «Помня о мерах предосторожности». Что это за меры, подробно не говорится. Видимо, следует иметь в виду надежность туроператора (хотя кто сегодня, после краха «Невы», «Солвекса», «Лабиринта» и «Версы», поручится за доброе имя?) или имеющиеся финансовые гарантии (тоже спорно, поскольку достоверной информации у потребителя нет).

С осторожной сдержанностью комментируют возможный новогодний отдых и в АТОР. Так, исполнительный директор ассоциации Майя Ломидзе на сайте Турпрома рассказывает, что «никаких крупных серьезных банкротств на рынке в ближайшее время, включая и новогодние каникулы, не произойдет. Количество игроков сократится лишь к марту, причем не в связи с финансовым состоянием, а в связи со сложностью получения фингарантий».

По мнению Майи Ломидзе, непрозрачность туристического рынка побуждает все большее количество страховых компаний отказываться от страхования ответственности туроператоров. «Сейчас можно сказать, что мы имеем дело с системным кризисом в отрасли: десятки компаний ушли, и это только начало, поскольку процессы, которые происходят в экономике, говорят о грядущем масштабном сокращении туристического потока», - считает Ломидзе.


Понятно, что после такого сомнительного пиара туротрасли трижды призадумаешься, где отмечать Новый год – где-нибудь в Гоа или на шести сотках в Пупышево.
Турбизнес: Стоим насмерть

Под видом клиента (каковым, собственно, и являюсь, поскольку тоже мечтаю о зимнем отдыхе под пальмами, но самостоятельно до пальм добираться не рискую) отправляюсь в офис крупного туроператора, который по состоянию на полдень 12 ноября еще крепко стоит на ногах. Интересуюсь, насколько надежно отправиться под пальмы именно через их турфирму.

Любезная и весьма красноречивая сотрудница описывает безупречное финансовое положение и надежность туроператора, более того - уверяет, что тоже полетит в январские дни под эти же пальмы.

Цены действительно симпатичные, хотя и не «горящие». Если не захватывать непосредственно новогоднюю ночь, то понежиться под солнцем можно в среднем за 22-25 тысяч с человека, включая авиаперелет.


Уже почти тянусь за деньгами, как приходит СМС от коллег: у выбранного мною туроператора серьезные проблемы с авиаперевозчиком. Показываю сообщение менеджеру. Она эмоционально и искренне ругает желтую прессу и пытается доказать, что потеря одного из авиаперевозчиков конкретно их мощному туроператору не угрожает, потому что есть еще как минимум четыре авиакомпании, с которыми у туроператора прекрасные контакты.

«Вот, например, работает магазин с десятком поставщиков, но один решает прервать взаимоотношения. Вы же не откажетесь ходить в этот магазин из-за этого, ведь остались другие?» - буквально на пальцах доказывает менеджер. Но я, уже встревоженная, интересуюсь, какие еще могут быть гарантии, что каникулы мы проведем не в аэропорту? «Наше доброе имя, порядочность, многолетний стаж, фингарантии… Вот, и наш генеральный директор в интервью говорит, что у фирмы все хорошо…»

Напоминаю, что летом 2014 года также расписывали собственную благонадежность руководители «Невы», «Солвекса», «Версы», «Лабиринта», «Южного креста» и еще десятка турфирм, которые через несколько дней после подобных заявлений объявляли о приостановке деятельности, а то и вовсе сбегали с деньгами клиентов. Меня пытаются убедить, что в их-то случае все ясно и понятно и никаких проблем не будет.


Я беру несколько дней на раздумья. И ненапрасно: уже на следующий день становится известно, что компания Аэрофлот официально заявила о том, что туроператор TEZ Tour, с которым Аэрофлот сотрудничал на протяжении 12 лет, отключен от системы бронирования Аэрофлота из-за наличия текущей задолженности компании в сумме 30 млн рублей и отсутствия финансового обеспечения исполнения в виде банковской гарантии. По сообщениям СМИ, фингарантия туроператора TEZ Tour закончилась 2 ноября. Сразу вспомнилась вчерашняя беседа в турфирме и интервью коммерческого директора Александра Буртина о том, что компания не имеет никакой задолженности перед Аэрофлотом и с деньгами у них все в порядке.

Впрочем, вполне вероятно, что в данном случае имеют место исключительно внутренние разборки одного из крупнейших туроператоров и одного из крупнейших авиаперевозчиков и туристов эти проблемы не коснутся. Но руки как-то сами собой запихивают деньги обратно в кошелек…
РСТ: Процент купленных на Новый год туров пока невелик

В Северо-Западном отделении РСТ настроения тоже сдержанные. Как рассказал ОК-inform представитель Союза туриндустрии Павел Румянцев, в настоящий момент процент купленных туров пока невелик и тенденция такова, что народ выжидает.


«Очевидно, что зимний сезон будет хуже предыдущего. Турфирмы пытаются использовать текущий момент и сосредоточились на внутреннем туризме. С пляжным отдыхом или с поездками в зимнюю Европу картина пока неясна и будет более понятной ближе к декабрю, - рассказал Павел Румянцев. - Кроме ситуации в турбизнесе, огромное напряжение вносит колебание курса валют, это здорово всех нервирует. Думаю, по продажам туров все более-менее прояснится перед Новым годом, тем более что сейчас клиенты опасаются бронировать туры за несколько месяцев вперед, как раньше».

Относительно надежности и устойчивости турфирм эксперт также пока не может дать однозначных оценок. При этом, по его мнению, непосредственно в новогодние праздники вряд ли что-то кардинально изменится, а вот после них, делая «разбор полетов», некоторым компаниям придется уйти с рынка.

«Вряд ли это будут крупные компании, занимающиеся разными направлениями, в том числе пляжным отдыхом. Скорее всего, это будут небольшие фирмы, специализирующиеся на экскурсионных турах по Европе», - считает представитель РСТ.

На вопрос, насколько безопасно иметь дело с чартерами, эксперт отвечает осторожно: лучше все-таки в данный момент использовать регулярные рейсы, потому что сегодня даже самый честный и ответственный туроператор не сможет 100% гарантировать, что чартер будет наполнен и полетит точно в срок.


«Пускай туристы решают сами за себя. Понятно, что сегодня любые ситуации не исключены, и мы гарантировать ничего не можем. Практика показывает, что до последнего момента никто не может быть уверен. Риски есть всегда», - считают специалисты.

Заметим, что остерегаться летать чартерами (по крайней мере, в ближайшее время) советуют и представители некоторых туркомпаний. «Я бы пока поостерегся. Или бронируйте билеты на регулярные рейсы сами, или ищите другие пути передвижения», - сообщил руководитель одной из петербургских турфирм.

Впрочем, насчет иных способов организации отдыха сомнений тоже много. Так, представители турбизнеса приводят целые тома печальных историй клиентов, которые, бронируя через Интернет, скажем, виллу на Багамах, оказывались в итоге перед закрытыми дверями чужой собственности либо же подобного дома там и вовсе не существовало. Так что то, что потенциальные продавцы показывают в Интернете, и то, что вы увидите в реальности, - две большие разницы.
Турфирмы, которым мы доверяем


На днях со скандальным заявлением выступил представитель Общественной палаты, курирующий туризм, Дмитрий Давыденко. На пресс-конференции он озвучил так называемый список «самых устойчивых туроператоров». Как сообщает сайт Турпром, банкротство в ближайшее время не грозит лишь семи фирмам: «Это „Пегас Туристик“, Coral Travel, Анекс, TEZ-tour, „Библио-Глобус“, TUI и „Интурист-Томас Кук“. У всех этих операторов есть свои авиакомпании», - сообщил Давыденко.

«Интересно, почему именно эти фирмы? Я могу назвать и другие турфирмы, у которых есть иностранный капитал и которые имеют своих перевозчиков. Непонятны критерии такой оценки», - считает Павел Румянцев.

При этом однозначно назвать тех, с кем можно лететь отдыхать на Новый год безбоязненно, не рискнул ни один из собеседников. К слову сказать, даже сами профессионалы отрасли зачастую оказывались в положении «обманутых туристов», понадеявшись на коллег и оказавшись у разбитого корыта.

Впрочем, сфера туризма сейчас пухнет от многочисленных слухов и предположений о том, кто будет следующим. Есть даже версии, что крах петербургских «китов турбизнеса» был сознательно подстроен, чтобы вывести на рынок некоего нового турмонстра, аффилированного то ли со Смольным, то ли с Аэрофлотом. Однако пока о таких гигантах толком никто не слышал.


Получается, что масштаб турзаговора растет. Турфирмы - на пороховой бочке. Туристы - на перепутье. Значит, все-таки Пупышево вместо Канар?

Источник: http://ok-inform.ru/obshchestvo/25766-novogodnij-otdykh-rossiyan-pod-voprosom.html

Комментариев нет:

Отправить комментарий