воскресенье, 9 ноября 2014 г.

Тайны московских вокзалов


Ни в одном другом городе на планете нет такого количества железнодорожных вокзалов. А в Москве их девять. Почти все они расположены в исторических зданиях, которым больше ста лет. 

Вокзал – это место проводов и встреч, приветствий и прощаний, радости и грусти. Место силы, как ни крути. Эмоции миллионов, помноженные на годы. 

У каждого из московских вокзалов есть тайные комнаты, куда нет доступа пассажирам, куда редко заходят сами сотрудники. И сегодня я покажу вам некоторые из них.

1 Идея побывать в потайных местах вокзалов Москвы появилась после того, как после публикации поста про крышу Казанского со мной связались люди из РЖД. Пригласили посетить другие вокзалы официально, предложив несколько на выбор. Меня заинтересовали Ленинградский и Киевский: там есть, что посмотреть.


2 Ленинградский вокзал — самый старый в Москве, и самый новый одновременно. Недавно здесь прошла полная реконструкция. Теперь в нем очень даже приятно. Даже общепит представлен не чебуреками и беляшами, а нормальными кафе вроде “Иль Патио”. Точек общепита много, они расположены на втором и третьем этажах главного зала. Ещё несколько лет назад он выглядел вот так, а вместо логичного “Добро пожаловать” была какая-то несусветная муть про то, что в 1918 году именно на этот вокзал приехал из Питера Ленин. Ну а на какой ещё он мог приехать? :)


3 Как-то по пути на Сапсан я писал про буккроссинг и жадность некоторых транзитных пассажиров. Теперь книги никто пачками не ворует - их в избытке. Правда для этого пришлось переставить стойку в бизнес-зал ожидания. Чтобы взять книгу, туда может войти любой, а мелких барыг, желающих набрать полный баул для перепродажи поуменьшилось. Переезд был требованием библиотечного фонда, они просто замучались с тем, что запасы исчезали раньше, чем их успевали разгрузить.


4 Не все знают, что у Ленинградского вокзала есть ещё одна часть, историческая. Которую сохранили практически в том же виде, в каком она была больше ста лет назад. Это левое крыло, если смотреть от входа. По шикарной чугунной лестнице можно подняться на третий этаж: он служебный, там располагается администрация вокзала. А сама лестница помнит ноги русских императоров. 


5 Начиная с момента постройки при Николае I, этот этаж был отдан для монарших нужд. Здесь была “походная резиденция”, императорская приёмная и императорские покои. В царские времена Москва была вторым городом, первопрестольной столицей, со всеми вытекающими. Ночевали ли здесь первые лица государства, и подписывали ли какие-то важные документы — неизвестно. Но ждали поезда точно.




6 Сегодня кабинеты особого интереса не представляют, и что там было раньше, остаётся только гадать. Реконструкции советских времен полностью изменили их облик. Вот учебный класс, например. 


7 Но одно помещение, которое официально проходит как “музей”, в исторических документах числилось именно покоями императора. Две комнаты правильной квадратной формы, около двадцати квадратных метров каждая. Опять же, нет никакой информации, кто и когда здесь ночевал. Мебель тоже не оригинальная, а просто поставлена в стиле. Сегодня эти комнаты не используются, и действующего музея здесь тоже нет. 


8 Как бы не были прекрасны все эти императорские комнаты, но вы же понимаете, что не ради этого всё затевалось? Эта красивая винтовая лестница ведёт в башню главного корпуса вокзала. Ту самую квадратную башенку, знакомую каждому, кто хоть раз видел Ленинградский.


9 Поднявшись на один пролёт, оказываемся внутри циферблата. Просто один из ярусов башенки. Заворожило только на несколько секунд, а потом понял, что ничего особенного: часового механизма нет, его давно заменили на электронный. 


10 Ещё на этаж выше. На фотографии я как бы иду вниз, но на самом деле вверх!


11 Мы под самой крышей башни Ленинградского вокзала. Здесь уже никакого лоска, никакой косметики. И вообще, аутентичненько. Разве что балки перекрытий современные, а сама крыша крыта железом.



12 Место потайное и секретное. Здесь можно устроить отличное свидание! С четырёх сторон башни сделаны слуховые оконца, в которых висят небольшие колокола. Вот только звонят ли они, или тоже остались со времён старых часов?


13 И, конечно, отсюда отличные виды на окрестности!


14 Из башни на крышу не попасть: раньше была дверь, но её заварили много лет назад. Поэтому спускаемся чуть ниже, снова проходим красивую винтовую лестницу, и оказываемся на чердаке. Чердак старого вокзала пахнет точь-в-точь, как винный погреб. Может быть, здесь кто-то и хранил вино? Или царский завхоз самогонку прятал?


15 Для чего были построены эти почти декоративные балкончики — история умалчивает. Здесь тесно даже вдвоём, но вид того стоит. 




16 Проходившие внизу люди иногда поднимали голову вверх и тут же опускали вниз. Зависть?


17 Когда я опубликовал пост про крышу Казанского вокзала, один из читателей написал странный комментарий. Мол, для чего на вокзалах пишут “Ленинградский”, “Ярославский” и т.д.— мол, всем же понятно и так, вокзал уникальное здание, и даже когда их три вместе — перепутать невозможно. А что вы по этому поводу думаете?


18 Служебные помещения неисторической части выглядят современно. После пыльного чердака и романтичного балкона это кажется даже скучным. Бригада уборщиков почему-то кажется похожей на охотников за привидениями.


19 Не тайна, но тоже место потайное, не каждому доступное. Что-то из детства. Если вы ездили на поездах к родственникам или летом в лагерь. 


20 Знакомьтесь, женщина—невидимка. Хотя её голос знает каждый. Это диктор Ленинградского вокзала. В жизни не догадался бы, какая у неё профессия. Но только она начала читать объявление о прибытии поезда…сомнений нет, тот самый голос! Тот же самый, что на Ярославском, Казанском, Белорусском, Московском — и сотне других вокзалов по всей стране. Старая закалка, дикторская школа? Сегодня дикторов держат больше для подстраховки, все объявления давно пускают по радио в автоматическом режиме.


21 Теперь посмотрим, что интересного на Киевском. Многие помят этот вокзал выкрашенным в белый цвет. Внезапно, в какой-то момент он стал серым. Белый смотрелся интереснее, но именно такой цвет — оригинальный и исторический. А сам вокзал поначалу назывался Брянским.




22 Ажурный перрон Киевского вокзала — самый красивый в Москве. Он напоминает старинные европейские вокзалы. Появился он не так давно, Киевский - вообще один из самых молодых вокзалов в столице. А эту крышу сделал тот самый Шухов. Перрон сотрудники вокзала почему-то называют дебаркадером.


23 Отсюда уходит много поездов на Украину, в Молдову, даже есть поезд в Болгарию. Поезда в украинские города еще ходят, даже львовский есть, хотя количество пассажиров там изрядно сократилось. 


24 Из всех наших вокзалов интерьеры именно Киевского мне кажутся самыми красивыми. Но вот эти ларьки, отсутствие единого стиля оформления в кричащих вывесках, общая зона зала ожидания — сегодня это напоминает ночлежку в залах Лувра.


25 Обещают, что скоро это изменится. На вокзале уже начинается реконструкция. Будет не хуже, чем на Ленинградском, только еще и ценнейшие интерьеры сохранят. Вы посмотрите, какая красота!


26 Мы же снова ныряем в неприметную служебную дверь, и оказываемся на старой-старой лестнице. И снова карабкаемся вверх.


27 Круглая крыша одного из крыльев здания на самом деле оказывается не круглой :)


28 На Киевском вокзале тоже есть часовая башня. Только здесь всё намного интереснее! Посередине башни есть площадка, где стоит большой деревянный ящик. Заглянем в тайную комнату? 


29 Внутри — исторические механические часы немецкого производства. Они здесь с самого начала, им больше ста лет, но до сих пор ходят. 


30 В Москве есть всего двое механических часов! Вторые — знаменитые Куранты, что на Спасской башне Кремля. Их заводят вручную через день. 


31 В тот день, когда я пришёл на вокзал, часовщика не было. Поэтому большого подробного рассказа про часы я не услышал. Этот дядечка просто сотрудник, который открыл мне комнату с механизмом.


32 Традиционно лезем на крышу :) Парковка у вокзала и площадь Европы.




33 Высотка на Кудринской площади и здание мэрии Москвы на Новом Арбате.


34 В другую сторону - суровый индустриальный пейзаж и высотка МГУ. Но вовсе не виды здесь самое интересное.


35 Четыре бронзовых орла, химеры Киевского вокзала, хищно смотрят с углов башни на четыре стороны света. 


36 Мне удалось побывать только на двух из девяти вокзалов, и то это заняло полдня. На других, я уверен, есть ещё много интереснейших штук, мимо которых ежедневно проходят сотни тысяч людей и даже не думают, что за стенкой когда-то была, например, пересыльная тюрьма, а вот на этом подоконнике целовался Есенин :) 




Понравилось?Мне важно ваше мнение о том, что я делаю и что пишу в журнале. Ваш комментарий - лучшая оценка моей работы. Давайте общаться больше!

Источник: http://macos.livejournal.com/968017.html

Комментариев нет:

Отправить комментарий