воскресенье, 29 октября 2017 г.

Баку-Тбилиси-Карс: поезд тронулся

Баку-Тбилиси-Карс: поезд тронулся
Баку-Тбилиси-Карс: поезд тронулся
30 октября в Баку состоится торжественная церемония открытия стратегической железнодорожной магистрали Баку-Тбилиси-Карс (БТК). Это событие имеет огромное значение как для Грузии и Азербайджана, так и всего региона. В Тбилиси еще не определились, кто из высших руководителей поедет в Баку для участия в церемонии - президент, то есть глава государства, или премьер-министр, обладающий, согласно Конституции, всей полнотой власти. Горячее желание поучаствовать в историческом мероприятии есть у обоих.

Предварительная договоренность о проектировании БТК была достигнута еще в 1993 году в рамках инициативы Турции "Черноморское экономическое сотрудничество", но первые реальные шаги удалось предпринять лишь в 2007 году. Открытие ЖД несколько раз откладывалось, поскольку 98-километровый участок от грузинского райцентра Ахалкалаки (с преимущественно армянским населением) до турецкого города Карс проходит по высокогорью, где зимой температура опускается до -20 градусов и ниже.


Тем не менее работы успешно завершены, и специалисты трех соседних стран уже протестировали маршрут, проехав по новой магистрали. Общая длина БТК - 828 километров. Директор ООО "Железная дорога Марабда – Карцахи " Олег Бичиашвили, в недавнем интервью "Вестнику Кавказа" заявил, что на первом этапе пропускная способность БТК составит 5 млн тонн грузов в год, но в последующем ее планируется увеличить до 15 миллионов.

Что касается пассажиропотока, то в ближайшие годы он может достичь одного миллиона пассажиров в год. Олег Бичиашвили не скрывал, что руководство ООО "Железная дорога Марабда – Карцахи " выступало за проведение торжественной церемонии запуска БТК там, где заработает новая магистраль - в районе города Ахалкалаки, то есть непосредственно на грузино-турецкой границе. Но руководители Азербайджана, Грузии и Турции решили по-другому. Тем самым они явно подчеркивают огромную геополитическую значимость проекта как в экономическом, так в политическом плане.


 Бывший министр финансов Грузии Давид Иакобидзе, стоявший у истоков переговорного процесса по созданию "Южнокавказского коридора", заявил "Вестнику Кавказа", что БТК, как и другие составляющие этого коридора, в том числе целая сеть трубопроводов Азербайджан-Грузия-Турция может в ближайшие 10-15 лет, увеличить ВВП Грузии в несколько раз.

Армения остается в стороне от  прибыльного международного экономического проекта.

Между тем, в Тбилиси обращают внимание, что из-за неразрешенности армяно-азербайджанского конфликта, одна из трех стран Южного Кавказа - Армения - не участвует в осуществлении "проектов века", что разрушительно, в первую очередь, для нее самой. "Неучастие Армении наносит ей огромный вред. Ее весьма проблематичное экономическое положение лишь усугубляется. Кроме того, никто не отрицает, что с участием Армении весь проект был бы еще более успешным", - заявил ″Вестнику Кавказ″ политолог Георгий Хухашвили, выразив сожаление, что в Ереване "политические соображения превалируют над экономическими".


"Но это проблема, созданная самой Арменией. Ей придется заплатить за собственную фатальную ошибку и изоляцию от региональных проектов очень высокую цену в исторической перспективе", - уверен Георгий Хухашвили, не скрыв своих сомнений в том, что в ближайшее время Ереван согласится выйти из региональной самоизоляции.

Источник: http://vestnikkavkaza.ru/analytics/Baku-Tbilisi-Kars-poezd-tronulsya.html

Комментариев нет:

Отправить комментарий