воскресенье, 2 ноября 2014 г.

Велоэкспедиция по Чеченской республике

С 20 по 24 июня 2014 года команда велотуристов из Москвы, Серпухова, Уфы, Саратова и Воронежа во главе с представителем Московской федерации велотуристов Салаватом Сатаевым приняла участие в первой велосипедной экспедиции по Чечне: «Велоэкспедиция-2014: Кезеной-Ведучи-Шатой»

За четыре дня участники экспедиции преодолели более 200 км пути по маршруту: оз. Казеной Ам – пос. Макажой – пос. Нохчи Килой – пос. Химой – пос. Шарой – пос. Тазбичи – пос. Ведучи — Шатой

ВелоЧечня Туда и 1й день. Ранним утром понедельника я уехала в Чечню. А, хотя, давайте по порядку… – Ты билеты взяла? – мчался Рустам по тротуару – А ты ключ на 17? – пропедалировала я в ответ В общем, мы опаздывали, а потому порядка никакого быть не могло… Подбадривая друг друга такими неприятными вопросами, мы быстро и почти вовремя прикатили на вокзал, до отхода состава оставалось около сорока минут.

Бессонная ночь и жаркая покатушка однако  дали о себе знать, потому что разбираться мы начали не рядом с табло, а на обещанной платформе, что стало главной ошибкой – на неё наш поезд не прикатил. Оставалось десять минут, Рустам схватил два вела и пошёл искать поезд, я прыгала на месте с рюкзаками…пять минут – залезаем в какой-то вагон, вроде наш, не выгоняют, проводница только настойчиво интересуется моими неправильными инициалами на билете – на автомате выпаливаю ей что-то про Комитет Туризма Чечни, краем сознания замечаю удивлённые глаза – поезд-то до Москвы…потом, не до этого…

ВЕЛЫ!!! Велы где-то в середине поезда закидывают Рустик и способная проводница, всё, на платформе никого, едем! Ффффух, началось… Последующие сутки прошли во сне и неге в приятном окружении загорелых пяток старших школьников, возвращающихся со сплава по Аю. Удовольствия продолжились солнечным утром в Москве, по которой мы в седле поехали куда глаза глядят, в результате устроив себе замечательную экскурсию, не спеша успев по всем злачным мечтам столицы. На вокзал мы тоже успели, за час до поезда, московских велотуристов не было видно, синий экран смерти на табло вокзала предсказывал какую-то гадость.

“Москвичи же, должны везде успевать” – не поддавшись на эти провокации, пожали мы плечами и стали разделывать велы. Первым подъехал Паша, оказавшийся самым старшим участником нашей группы. Чуть погодя подтянулись Юля и Андрей, вел Марины без неё самой и мы пошли знакомиться с Грозненским составом… В вагоне мы мирно натянули наши брезентово-алюминиевые потолки на третьи полки, Рустам купил у проводницы заварной чайник, быт начинал налаживаться… Я сразу обратила внимание на то, что в вагоне много детей, но тишина стояла совсем для такой компании нехарактерная, только изредка кто-то из совсем грудных заливался плачем и быстро успокаивался.

Ночью в Воронеже мы встретили ещё одного участника похода и Андреев в нашей компании стало больше. А ночью позже молодёжь нашего вагона на одной длинной стоянке отпраздновала приближение Чеченской Республики лезгинкой. Ну когда же мы уже приедем… И вот – наконец!!! – за окнами в трепетном мареве начал проплывать Грозный. Организатор нашей поездки Салават должен был нас встретить на вокзале, почти никто из нас его не видел до сего момента, но вот в окне промелькнули они – оранжевые спортивные очки! Очень скоро наш дерзкий автобусик, разрисованный дзюдо, привёз нас в центр города. Всю поездную усталость как рукой сняло от экзотического вида на роскошные мечети, соседствующих с современными небоскрёбами…сразу вспомнилась Турция, посещённая полгода назад, но это ведь Россия! И это проспект Путина…

Удовлетворённый эстетический голод сменился голодом более приземлённым и оказалось что мы в двух шагах от исламского кафе, где может бесплатно поесть каждый. Набравшись нахальства, мы уцепили по два чебурека и чай. “Женщины в конец зала” – указал повар нам с Юлей. Потом добавил, улыбнувшись, видимо, увидев сверкнувший огонёк в глазах у кого-то из нас: «Там ВИП-зала…». Следующим приятным переживанием оказалась встреча с Комитетом по туризму. Проведя достаточное количество часов в Комитете нашей Республики, Комитет Чечни перво-наперво приятно удивил кадровым составом, состоящим из молодых людей и девушек. Нас сердечно встретили и, обойдясь без скучных официальных речей, повели показывать самые шикарные виды из кабинетов на город.

Город перед нашим взором был захватывающе новым, практически без единого старого здания. Нам показали макет каменной башни в национальном стиле – и она  тоже оказалась вписана в будущее – именно такой небоскрёб планируется здесь построить через четыре года. Дальнейший наш путь лежал в аэропорт, встретить недостающую участницу экспедиции. В аэропорту Марины не было, зато был иорданский шейх, из-за чего мы даже попали в окружение полиции. А потом мы поехали в МЧС. В здании МЧС было тихо, как и полагается. Нас встретили и тут же, не заставив ни минуты ждать, провели в кабинет для инструктажа. Инструктаж проводил крепкий опытный дядечка, и проводил его отлично – сначала отругал, потом испугал, а в итоге похвалил.

В общем, будь мы хоть чуть-чуть менее подготовленной группой,  такой экзамен мы бы не прошли. «С 89го года туристов у нас не было» – завершил он свою речь. И тут я уже почти испугалась… Заехав ещё раз в аэропорт и укомплектовав группу мы можем наконец-то мчаться в горы, где запланирована ночёвка на озере. Ура! Наш прекрасный водитель на прекрасном форде с прекрасными тормозными колодками радовался вместе с нами и волшебно лавировал в лихом потоке автоджигитов. Город закончился, дорога становится всё уже и вот мы поднимаемся на хребет… Вокруг горы, очень пушистые, зелёные и крутые и разговоры в салоне всё серьёзнее. Путь проходит через границу с Дагестаном, на которой небольшие домишки пастухов, а в домиках сыр королевской вкусноты.

И вот, наконец, за очередным витком серпантина в густеющих сумерках открывается лазурь озера Казеной Ам… (Неприятно писать такими пошлыми эпитетами про это озеро, ведь лазурь из описаний на деле оказывается совсем не лазурью, так что мало кто вообще помнит что такое эта самая лазурь. Но кто не помнит, поищите. Это озеро просто вызывающе лазурное!).  Салават рассказывает, что озеро полно форели, а ещё на нём запрещены моторные плавсредства. Мы разбиваем лагерь на территории строящегося туркомплекса на берегу Казеного Ама. Помимо нас тут уже дополна отдыхающих, и все мужчины…но купаться всё равно очень хочется! «Ты же велосипедистка – подбадривает меня наш водитель, пока мы разгружаемся – Ноги сильные, если что не так – ногами шею сдавливаешь и всё!» И мы искупались. И снились мне радуга и единороги