Астрахань: К вопросу о переименованиях... |
Давайте пока оставим обсуждение этой стороны, а расскажем про историю канала — информация любезно предоставлена краеведом Анатолием Ивановичем Богатыревым. Наше издание оставляет за собой право не соглашаться с некоторыми умозаключениями автора, изложенными ниже, и публикует этот тест для информирования земляков о прошлом Астраханского края...
Летом 1557 года Московское государство окончательно присоединило территорию бывшего Астраханского ханства, разоренного непрекращающимися междоусобицами между ногайскими претендентами на престол. Население практически было брошено на произвол судьбы, а она была нещадна: ежегодные эпидемии косили людей безжалостно. Это увидели русские воины, пришедшие в Астрахань, чтобы нормализовать обстановку. Население отказало в доверии разорителям и поклялось верно служить Московскому царю и быть под его вечным покровительством.
Прибыв на место, русские военачальники — воевода Иван Черемисинов, казацкий атаман Михаил Колупаев и другие — сразу определили, что правобережный город стоит на стратегически слабом участке, где со степи город со слабой деревянно-земляной стеной был весьма уязвим. Решили несколько укрепить городские стены, а главное — построить для войска укрепленный форпост на левом волжском берегу. Выбрали большой бугор, называемый местным населением Саинчи (русские по-своему стали его именовать по созвучию — Заячьим). Люди военные абсолютно точно определили труднодоступность новостройки со стороны любых врагов: бугор омывался со всех сторон, а особенно Волгой и Кутумом, с южной стороны — разливом полых вод, к осени оседавших в ямах и неглубоких протоках, болотах.
Именно на эту полойную территорию обратили внимание спустя много лет отцы города, когда после разорения Астрахани в 1569 году турецко-крымско-ногайскими захватчиками форпост принял на себя все функции административного центра Нижнего Поволжья. Расширяющееся во все стороны поселение требовало новых селитьбенных площадей...
На это антисанитарное неудобье обратил пристальное внимание император Петр I во время пребывания в Астрахани в 1722 году. Он понял, что город нужно оградить не только от антисанитарии, исходящего от рассадника болезней, но и обеспечении его рукотворной преградой, каковой может быть канал.
Именно в этот период при Петре I в Санкт-Петербурге были вырыты Обводной канал (он примерно равен Астраханскому), Кронштадский канал (меньше Астраханского).
В исторической документации, в архивах до сих пор не найдено письменного указания о рытье канала в Астрахани. Но ни современные государю местные и столичные чиновники не могли так единодушно, в течение многих десятилетий и после смерти Петра I утверждать, что «указание о прокладке канала было и именно в том месте, где он существует и поныне».
Губернаторы, пребывавшие на астраханской службе, доносили в столицу, что губернский город терпит многочисленные «неудобства» из-за солончаково-болотистой местности.
Наконец, в апреле 1744 года при службе Василия Никитича Татищева, интеллектуальнейшего российского государственного деятеля, были начаты работы по рытью канала. В короткие сроки, еще до окончания земляных работ по расширению и углублению ложа нового водохода, за каналом стала быстро осваиваться территория.
Появились, наряду с пригородным небольшим татарским поселением, армянские, персидские слободки — кварталы, по соседству со строениями русских людей, оседавших в Астрахани на постоянное жительство.
Шли годы. Казна выделяла деньги на оплату труда копателей ложа канала. Большое количество работников составляли осужденные, солдаты, наемные временные копатели, подвозчики материалов. Об этих людях написано немало статей, исследований, книг. А вот несколько слов о тех, чей профессиональный интеллект способствовал продвижению начатого важного дела...
Напомним о прадеде Александра Сергеевича Пушкина — Абраме (Аврааме) Петровиче Ганнибале. Генерал — инженер Ганнибал стоял во главе инженерного корпуса России в течение восьми лет. В исполнении обязанностей его было не только сооружение крепостей, устройству пограничных линий, но и гидротехнические мероприятия: устройство шлюзов, постройка и починка мостов, работы по водяной коммуникации (очистка русла рек и каналов), освидетельствование на реках порогов и т.д.
Даже будучи в столице, Абрам Петрович скрупулезно требовал проводить все работы на Астраханском канале в те сроки и таким образом, каким он предписывал. Например, весь участок был разбит на части, разделявшимися земляными перемычками — предохранителями от весенних стремительных вод. Но самыми сильными «запорами» были две земляные плотины: со стороны Кутума (район Б. Исад) и со стороны Волги (ныне — Адмиралтейский затон). Их устойчивость Ганнибал требовал укреплять забойками непременно в зимнее время, а подсыпаемую наверх землю сразу утрамбовывать.
В объяснении чрезвычайной длительности работ на этом важном для Астрахани объекте есть несколько пунктов, в том числе — неравномерное государственное финансирование, ведь общий период работ — с 1744 по 1817 годы!!!
Как показали дальнейшие события, помимо выделенных по указу Александра I в 1809 году 124 тысяч рублей, которые не сразу дошли до Астрахани, неожиданная помощь в виде 200 тысяч рублей (наличными!!!) была получена от астраханского купца — грека Иоаниса (Ивана) Андреаса (Андреевича) Варвахиса (Варвация).
Дела сдвинулись с «мертвой точки». Позднее он выдал еще более 400 тысяч рублей!!! В 1817 году относительно все канальные работы были завершены, благоустройство прилегающих территорий продолжалось.
В 1838 году газета «Астраханские губернские ведомости» подвела своеобразный итог многолетнему труду: «Цель Великого Петра вполне исполнена. Низменные болотистые части города осушены этим Каналом, который сверх того, доставляет жителям воду и обеспечивает доставку жизненных припасов в самую сердцевину города. Канал имеет в длину более двух верст с половиною и до 20 сажен в ширину. С обеих сторон укреплена деревянная набережная, обсаженная ветлами. В воспоминание благодарного поступка Варвация Канал переименован из Астраханского в Варвациевский...» согласно государева Указа от 31 декабря 1817 года.
В советское время стали более значимыми политические, идеологические, партийные ценности. Так, 30 декабря 1920 года Пленум Астраханского горсовета предложил срочно переименовать улицы, площади, переулки, набережные, городские сады, мосты. 14-го октября 1924 года постановлением Межведомственной Комиссии предложения были дополнены и узаконены. Набережная Варвациевского канала получила новое название — «Набережная 1 Мая». Соответственно, и Канал стал именоваться так же... Новые названия получили так же 393 улицы, парки, переулки, площади, все 16 (на то время) мостов рек внутреннего водоема...
Кстати, Иоаннис Варвакис (по-русски его именовали сначала Ян Варвач или Ворвач, а впоследствии — Иван Андреевич Варваций). Варвакис поселяется в Астрахани, где организовал заготовку и продажу икры, откуда он на своем корабле ходил в Персию и даже выкупил там пленного (подданный Российской Империи). В 1779 году Варвакис на своем галиоте вывозит из г. Решта (Персия) в г. Астрахань имущество и личный состав российского консульства. Он имел честь воевать за Россию в Чесменском бою, бескорыстно помогал личными средствами строительству в Астрахани церкви Тихвинской Божьей Матери, колокольни Успенского собора (которая стоит и поныне), больницы и дома для нуждающихся...
Жизненное поведение и поступки Варвация — достойнейший пример для подражания нынешним деловым людям России.
Анатолий Иванович Богатырев, астраханский писатель, историк-архивист, краевед
Источник: https://astrakhan.site/news/k-voprosu-o-pereimenovaniyah
Комментариев нет:
Отправить комментарий