пятница, 14 ноября 2014 г.

Туризм в эпоху кризиса: что происходит и чего ждать от 2015 года

Как кризис и санкции влияют на туризм? Опустится ли «железный занавес»? Что предлагать клиентам, чтобы не только остаться на плаву, но и увеличить доход?

Специалисты Data Insight подготовили презентацию о ситуации на рынке онлайн-бронирования в России. Мы почитали, вдохновились и слепили по её мотивам аналитическую статью.






1.  Онлайн-бронирование в 2014 году: рынок продолжает расти

Здесь и далее мы будем говорить только об онлайн-бронировании турпакетов, билетов, отелей и т. д. Показатели офлайн-продаж в офисах туркомпаний не отражены в статистике.



2013 год был назван годом туризма. По данным Всемирной туристской организации (UNWTO), за год во всём мире было совершено 1,09 млрд туристических поездок. Это рекорд.

Одной из самых путешествующих наций оказались… россияне. По темпам роста расходов на туризм мы уступили только китайцам.

Во многом это объясняется возросшим доверием к сервисам онлайн-бронирования – Booking.com, Airbnb.com, Oktogo.ru и др.

Так, в 2013 году:

– объём рынка онлайн-бронирования России достиг 235 млрд рублей;

– из них почти 60% – доход от онлайн-продажи железнодорожных и авиабилетов;

– более 8 млн россиян воспользовались сервисами онлайн-бронирования.















В 2014 году всё больше россиян будут бронировать туры, билеты и отели именно через Интернет. По сентябрьским прогнозам, объём рынка к концу 2014 года возрастёт на 40,42% и достигнет 330 млрд рублей.

2.  Есть ли кризис в онлайн-бронировании?

Выезды за границу: стагнация, но не спад


Сразу успокоим: россияне не стали меньше выезжать за рубеж. Исключение – страны СНГ. И то за счёт Украины, где уже год бушует кризис.

Более того, объём продаж по 37 ключевым странам дальнего зарубежья в сравнении с 2013 годом даже вырос на 0,1%.

Так, повышенным спросом у россиян пользуются Египет и Турция: +11% и +16% к показателям за прошлый год. 

Это объяснимо: в 2013 году в Египте произошёл военный переворот, а в Турции отмечались массовые волнения. Турпоток заметно снизился. Обе страны уже оправились от последствий и, как и в прежние времена, рады российским туристам.

Страны с резко снизившимся туристическим потоком из России – Финляндия, Эстония и Таиланд. Например, Таиланд в 2014 году не досчитается 100 тыс. российских туристов.

Авиабилеты по России: рекордный рост


Россияне всё чаще бронируют авиабилеты на внутренние рейсы онлайн. По темпам роста продаж 2014 год уступает только 2010-му.

Так, в июле 2014 года через Интернет было продано на 25% больше авиабилетов по России, чем в июле 2013-го.  

В первую очередь это вызвано присоединением Крыма и запуском в июне бюджетных самолётов «Добролёт», курсировавших по маршруту Москва – Симферополь.










Международные перелёты: новый «разбег»?


В марте – апреле, в самый разгар крымского кризиса, рост продаж авиабилетов в зарубежные страны замедлился до 2−3%. Это худший результат за 2,5 года.

Однако уже в мае кривая продаж устремилась вверх:








Да, в сравнении с прошлым годом не всё так радужно и обнадёживающе. Снизилась платёжеспособность населения? Вряд ли. Скорее всего, причина в недоверии патриотически настроенных россиян к США и странам ЕС на фоне обострившейся политической обстановки.

По данным ВЦИОМ, в конце марта как минимум 74% россиян были готовы отказаться от поездок за рубеж ради Крыма.

Похоронят ли онлайн-туризм июльские санкции? Нет


В августе сразу несколько туроператоров заявили о банкротстве, а эксперты прогнозировали резкий спад продаж туров.

Отчасти так и произошло. За два месяца показатели продаж турпакетов рухнули на 50%. Однако рынок адаптировался под быстро меняющиеся условия. Россияне стали чаще организовывать отдых самостоятельно, отдельно бронируя отели и авиабилеты.










Пересмотр «стратегии потребления» не затронул туризм. Россияне реже покупают новые автомобили и дорогую технику, но не отказываются от поездок и курортного отдыха.

Если в туризме и есть кризис, то это скорее кризис доверия (как в случае с туроператорами) и устаревших бизнес-моделей (продажа туруслуг офлайн посредниками). Спрос на услуги онлайн-бронирования, наоборот, только увеличивается.

3.  Предпочтения туристов

Россияне чаще бронируют железнодорожные, авиа- и другие билеты через Интернет. Это подтверждает наши слова о тенденции к самостоятельной организации отдыха. 













Это онлайн-опрос Data Insight по заказу Paypal, проведённый в феврале 2014 года. В опросе поучаствовал 2 541 человек.

За год россияне стали в 1,5 раза чаще пользоваться сервисами бронирования отелей. Та же ситуация и с бронированием авиабилетов у перевозчиков.

А вот динамика посещаемости сервисов по подбору туров осталась практически на том же уровне, что и в 2013 году. 















Тренды


– Динамика онлайн-продаж всё сильнее зависит от ситуации в туризме в целом.

– Всё больше россиян заказывают билеты у прямых перевозчиков, минуя агентства.

– Туристы реже покупают готовые турпакеты и чаще самостоятельно бронируют билеты и отели.

– Произошёл всплеск интереса к внутреннему туризму.

– Россияне больше доверяют рекомендательным сервисам с отзывами других туристов.

– Возрос спрос на сервисы формирования индивидуальных пакетов (турист сам выбирает условия проживания, питания и т. д.).

4.  Перспективы онлайн-бронирования

Немного пессимизма


Если говорить об охвате аудитории, то рынок онлайн-бронирования почти достиг своего потолка.

По данным ФОМ, за 12 месяцев – в период с сентября-2013 по сентябрь-2014 – интернет-аудитория возросла только на 7%. Подавляющее большинство туристов уже пользуются Интернетом.

В 2013 году только 30% интернет-пользователей покупали туристические продукты (онлайн или офлайн). Интернет-пользователей в 2−2,5 раза больше, чем владельцев загранпаспортов.

И всё-таки


Рынок онлайн-бронирования будет расти за счёт накопления стажа интернет-пользователей. Дело в том, что опытные пользователи в два раза чаще приобретают туруслуги онлайн, чем «интернет-новички».














Кто пополнит аудиторию покупателей в онлайн-туризме к первой половине 2015 года:

– люди, которые подключились к Интернету от трёх до пяти лет назад;

– люди, не владеющие иностранными языками (проще заказать экскурсию по Парижу ещё до поездки на русскоязычном сайте, чем разбираться уже на месте);

– люди с низкими доходами (за счёт экономии на самостоятельном бронировании нужных услуг);

– жители регионов (благодаря развитию туризма в провинции).



5.  Прогноз на 2014-й и начало 2015 года

–  Рынок онлайн-бронирования в России вырастет на 40% и составит до 330 млрд рублей.

–  В сравнении с 2013 годом онлайн-продажи авиабилетов увеличатся на 25%.

–  На те же 25% вырастут онлайн-продажи железнодорожных билетов.

–  Лидер роста – бронирование отелей (+60% в сравнении с 2013 годом).

–  В долларовом эквиваленте рост сократится, но зато повысится в рублях.

Презентация, по данным которой написана статья, опубликована в сентябре, когда курс евро и доллара уже тревожил, но ещё не вселял ужас. Поэтому итоговые результаты могут отличаться от прогнозируемых в меньшую сторону.



Краткие выводы: вся статья за 30 секунд


1.  Спада на рынке нет! Есть только некоторое замедление роста онлайн-продаж.

2.  Россияне выезжали, выезжают и будут выезжать за рубеж (динамика роста: +0,1% в сравнении с 2013 годом). Они скорее откажутся от покупки автомобилей и дорогой техники, чем от поездок и курортного отпуска.

3.  Египет и Турция, переживавшие кризис в 2013 году, снова стали самыми популярными внешними направлениями. Смело отправляйте туда туристов!

4.  Снижение турпотока в страны ЕС и США вызвано не падением доходов, а несогласием патриотически настроенных россиян с политикой этих государств.

5.  В России – всплеск патриотизма и интереса к внутреннему туризму. Продавайте туры по России наравне с зарубежными.

6.  Самостоятельное планирование отдыха – тренд года. Если клиент не хочет связываться с туроператорами, предложите ему забронировать авиабилеты, отель и экскурсии.

7.  Ваши клиенты – интернет-пользователи со стажем от трёх лет. Те, кто в Интернете недавно, чаще покупают туруслуги офлайн.

В написании статьи использовались материалы из презентации исследовательского агентства Data Insight.

Комментариев нет:

Отправить комментарий