Центральная усадьба Юганского заповедника находится в поселке Угут на реке Большой Юган, сама территория заповедника — чуть южнее, в бассейнах рек Малый Юган и Нёгусъях.
Одна из наиболее характерных черт Западно-Сибирской равнины — крайне высокая заболоченность. В среднем этот показатель превышает 30%, а на некоторых участках — даже 60%. В Юганском заповеднике на долю болот приходится около 35% общей территории. Именно с высокой заболоченностью связаны основные черты флоры и фауны, а также облик ландшафтов заповедника.
HА НАКЛОННОЙ ПЛОСКОСТИ
В 1976 году состоялась проектно-изыскательная экспедиция в бассейны Большого и Малого Юганов, были намечены границы будущего заповедника. В начале 1980-х проект был доработан, а 31 мая 1982 года Совет Министров РСФСР утвердил создание Юганского заповедника.
Территория заповедника очень ровная, практически плоская, максимальная абсолютная высота над уровнем моря — 120 м — находится в южной части. Вся поверхность слегка наклонена к северу, рельеф плавно понижается к главному западносибирскому водотоку — реки Обь. Весь перепад высот не превышает 20 м, при этом на междуречьях он еще
меньше — всего 5-7 м. В эту равнину довольно глубоко врезаны долины крайне извилистых рек.
Сток воды при таком пологом рельефе крайне замедлен — это способствует образованию огромного количества озер и заболачиванию. Из болот берет начало множество рек. По реке Малый Юган проходит восточная граница заповедника, и левая часть бассейна этой реки находится в заповеднике, а правая — за его пределами. Вторая крупная река — Нёгусъях, верхняя и средняя части ее бассейна занимают западную часть заповедной территории.
ГЛАВНАЯ ЦЕННОСТЬ
Болота составляют главную ценность заповедника, который находится на границе Васюганья — едва ли не самого большого болота в мире (бассейн реки Васюган). Образование болот здесь началось около 12 тыс. лет назад и продолжается поныне. Их основой послужили многочисленные ложбины, которые начали заполняться талыми ледниковыми водами. Здесь стали задерживаться остатки растений, что привело к началу накопления торфа. Примерно 2-3 тыс. лет назад болота приобрели облик, который в общих чертах сохраняется до настоящего времени. Приуроченные к водоразделам, крупные болота Юганского заповедника представляют собой сложные системы из возвышенных участков — гряд, и более низких, нередко заполненных водой мочажин. Также встречаются и озерки разного размера. Гряды в среднем превышают мочажины на 25-40 см, а их ширина колеблется от 2 до 10 м. Мощность торфа на болотах заповедника в среднем 2-5 м, но может превышать и 10 м.
ПРЯТКИ ПОД ВОДОЙ
Флора заповедника, учитывая его огромную территорию, небогата — около 330 видов сосудистых растений, — она во многом сохранила типичные для Западно-Сибирской равнины черты, ее основу составляют виды, обычные для таежных лесов и болот.
Однако есть среди растений, встречающихся в заповеднике и его охранной зоне, вид, поражающий своим «стилем жизни». Это колеантус низкий — крохотный (как правило, не выше 3-5 см) злак-однолетник. Он встречается только на песчаных или ил истых отмелях, временно и ненадолго выступающих из воды в самую сухую часть года. Если годы стоят более-менее влажные и, следовательно, отмели не появляются, то и колеантус не растет. И вот, когда в достаточно сухой год (нередко этому предшествует малоснежная зима) отступившая вода обнажает отмель, прорастают семена, несколько лет ждавшие своего времени в грунте под водой.
ЛЕСА И БОЛОТА
В растительности заповедника тесно переплетены лесные и болотные сообщества, которые постепенно переходят одно в другое. На леса приходится около двух третей территории. Основные, исконные — елово-пихтово-кедровые. Однако в результате огромных лесных пожаров, бушевавших на территории будущего заповедника во второй половине XIX века, на большей части водоразделов они сохранились почти исключительно в поймах рек, а в других местах были заменены вторичными, послепожарными. Примерно четверть от общей площади приходится на мелколиственные березовые и осиновые леса, в которых уже достаточно много ели, кедра и пихты. Несколько большая доля принадлежит сосновым, среди которых наиболее распространены сфагновые сосняки, встречающиеся участками разного размера среди болот. По берегам рек располагаются заросли ив и черемухи.
Чуть больше трети территории заповедника покрывают верховые сфагновые болота. Главную роль в растительности болот играют мхи из рода сфагнум, создающие мощный ковер. Из деревьев на таких болотах наиболее обычна сосна, также более-менее регулярно встречается береза пушистая. Для трав и кустарничков характерно преобладание особой группы растений, связанных именно с такими болотами и близкими к ним типами лесов: багульник, голубика, болотный мирт, подбел, клюква, росянка, морошка, шейхцерия, несколько видов осок.
ОДНИ ИСЧЕЗАЮТ, ДРУГИЕ ПОЯВЛЯЮТСЯ
Исследования фауны заповедника начались сразу после его основания. Однако скрытность некоторых животных и огромные пространства труднодоступных болот оставляют место новым открытиям. К тому же фауна не является чем-то постоянным: с течением времени одни виды могут исчезнуть с территории, как, например, бобры, а другие — прийти. Речные бобры западносибирского подвида, обитавшие в здешних реках до середины XX века, ко времени основания заповедника были полностью истреблены ради меха и бобровой струи. Позднее в бассейн реки Демьянки (приток Иртыша к западу от Юганского заповедника) выпустили речных бобров европейского подвида. Вероятно, эти грызуны со временем расселятся и в заповеднике, но пока их появление не зафиксировано.
Вплоть до 2007 года из летучих мышей в Юганском заповеднике встречался только северный кожанок — самый северный вид, распространенный в тайге Евразии, а затем зоологи обнаружили двухцветного кожана — красивую летучую мышку с бархатистой темной мордочкой, распространенную по Евразии довольно широко.
КАКИМ ВЕТРОМ ЗАНЕСЛО?
Изредка в заповеднике обнаруживают виды, не характерные для его территории. Такое происходит время от времени почти в любом заповеднике и чаще касается летающих животных — птиц, насекомых, летучих мышей, которые во время миграций могут оказаться в самых неожиданных местах, далеко от привычных маршрутов. Иногда животных в буквальном смысле заносит ветром во время штормов, тайфунов. В 1989 году сотрудники вдруг обнаружили в заповеднике несколько кабанов, хотя это вид более южного распространения, которому высокий снежный покров грозит голодной смертью. Оказалось, что в предыдущем году два стада кабанов, привезенных из Европейской части страны, выпустили в дол и не Демьянки. Животные не смогли приспособиться к здешним условиям, и после 1990 года их более не встречали. Еще два более южных вида, завезенных человеком (не специально на этот раз), — домовая мышь и серая крыса. Но эти вредители кладовок и полей не уходят от жилья и ведут синантропный образ жизни: зимние холода ограничивают их расселение по природным местам обитания.
Были и сообщения о госте с севера — песце. Его заходы в заповедник не подтверждены. Но эти тундровые хищники способны кочевать очень широко, особенно в годы бескормицы. Регулярно зимой залетают в заповедник полярная сова и кречет — крупные пернатые хищники тундры.
НАСТОЯЩИЕ ВОДЯНЫЕ
Юганский заповедник с его изобилием водоемов и водотоков привлекает множество водных и околоводных животных. Оба акклиматизированных вида зверей из Северной Америки, ведущие полуводный образ жизни, — американская норка и ондатра — давно освоили многочисленные реки и озера. При этом американские переселенцы находятся в состоянии постоянной войны: норки, чтобы не утруждать себя обустройством собственного жилья, частенько занимают норы ондатр, а при случае пытаются и пообедать хозяевами. Впрочем, ондатры не сдаются без боя и порой дают хищнику решительный отпор.
Довольно обычна здесь водяная полевка — грызун, называемый также водяной крысой (размером эти зверьки и правда похожи). Она живет по берегам водоемов, летом поедает, как и ондатра, сочные стебли и корневища околоводных и водных растений — осок, камыша, тростника, хвощей, рдестов, иногда в меню попадают мальки рыб и улитки. Зимой водяная полевка переходит на питание корневищами и прокладывает многометровые ходы.
ЛОВИСЬ РЫБКА, У РЫБОЛОВА БОЛЬШОГО…
Обычная в заповеднике речная выдра — специалист по большой рыбалке. Она селится по средним и крупным рекам, где достаточно рыбы и остаются зимой полыньи. Ручьев и речушек, промерзающих до дна, выдра и прочие водные жители избегают. О хорошо плавающем человеке говорят, что он «плавает, как выдра». Впрочем, даже профессиональные пловцы могут позавидовать скорости и маневренности этого животного. Мощный мускулистый хвост служит «мотором», лапы с чрезвычайно развитыми плавательными перепонками помогают резко менять направление. Мясистые валики у основания ушей закрывают слуховой проход, когда зверь ныряет, и не дают воде заливаться в уши. Щелевидные ноздри смыкаются, остается лишь маленькое отверстие для выдыхаемого воздуха — и выдре не нужен специальный зажим на нос, как в синхронном плавании!
Пушистый мех защищает выдру от холода, но во время зимних морозов она предпочитает держаться вблизи полыньи и прятаться в пустотах подо льдом вдоль берегов. В самых глубоких водяных ямах, не промерзающих до дна и в самый лютый мороз, стоит рыба — тут собираются зимой ельцы, гольяны, караси и другие местные виды. Их-то и старается отыскать выдра, перебегая от полыньи к полынье, от одной знакомой ямы к другой.
…И МАЛЕНЬКОГО
В широких, небыстро текущих ручьях обитает родственница крота — обыкновенная кутора, землеройка с длиной тела до 10 см. Среди наших землероек куторы единственные, кто ведет полуводный образ жизни.
Передние и задние лапки зверька оторочены жесткими щетинками, превращающими лапы в небольшие весла. Задние ступни длиннее, чем у бурозубок или белозубок, — почти ласты! Ряд удлиненных волосков вдоль нижней стороны хвоста образует «киль». Кутора виртуозно ныряет и вылавливает из воды мальков рыб, головастиков, моллюсков. Делает она это и летом, и зимой. Причем почти всю зиму проводит в пустотах подо льдом. Поэтому учитывают кутор (оценивают их численность) ранней зимой, когда ручьи и речки едва схватились первым ледком, и зверьки оставляют ажурные цепочки следов на первом белом снегу по берегам. Позже, на зиму, они уйдут жить в тепло — под сугробы и лед.
ОРНИТОФАУНА ЗАПОВЕДНИКА
Среди обитателей заповедника есть и те, кто не может преодолеть зимних трудностей, да и не пытается. С наступлением весны на болота и озера возвращается с зимовки множество разнообразных птиц. Помимо уток и куликов, на пролете здесь можно увидеть внесенных в Красную книгу РФ гусей — краснозобую казарку и пискульку. Краснокнижные пернатые рыболовы — скопа и орлан-белохвост — гнездятся на берегах широких рек или крупных озер. Вообще из более чем 210 видов птиц выводят потомство в заповеднике чуть больше половины — 134 вида. Остальных можно наблюдать на пролете или во время случайных залетов. Зимняя фауна местных птиц — не более 40 видов: «таежный набор» включает рябчика, глухаря, тетерева, белую куропатку, клестов.
ГАДЫ БОЛОТНЫЕ
Несмотря на обширные водные угодья, разнообразие амфибий на территории заповедника невелико — всего четыре вида: остромордая и сибирская лягушки, серая жаба и поразительное создание, напоминающее тритона, — сибирский углозуб. Это самая северная амфибия в мире, способная выживать в условиях многолетней мерзлоты. С наступлением зимы углозуб прячется где-нибудь в углублении, засыпанном листьями и хвоей, и впадает в анабиоз. Перед этим печень углозуба вырабатывает глицерин (до трети массы тела), который предохраняет клетки организма амфибии от разрыва при замерзании. Углозуб может провести в оцепенении несколько лет, а потом успешно вернуться к жизни. По весне в мелких озерцах и просто временных лужах талой воды плавают черно-зеленые комья икры углозубов. Кроме времени икрометания, повстречать взрослых амфибий удается редко.
Рептилий еще меньше. Здесь встречается самый северный вид змей Евразии и самый северный вид ящериц. Это обыкновенная гадюка и живородящая ящерица. Гадюка, кстати, относится к живородящим змеям: детеныши развиваются в яйцах и вылупляются прямо внутри материнского тела. Живорождение — приспособление к жизни в холодных широтах, где постоянно нужно перемещаться, чтобы поймать солнечные пятна, подставить им спинку (у обеих рептилий окрас темный) и впитать как можно больше тепла — энергии, необходимой для движения, охоты и развития детенышей. Среди здешних болот не найти места, где можно было бы закопать яйца на солнышке и оставить для самостоятельной инкубации.
На шестидесятой параллели сложно быть холоднокровным животным, зависящим от внешнего источника тепла. Большее разнообразие амфибий и рептилий мы встречаем гораздо южнее.
ТАК ВОТ ТЫ КАКОЙ…
Юганский заповедник был учрежден «для сохранения и изучения практически не нарушенных экосистем Среднего Приобья». При этом его территория стала ключевой для сохранения и воспроизводства множества промысловых и редких видов: соболя, лося, росомахи, горностая и других. Один из этих видов — северный олень. Точнее, дикий лесной северный олень. Для большинства людей это копытное — символ тундры, где северные народы живут оленеводством, кочуют, сменяя пастбища. Но существуют и лесные подвиды северных оленей. В Юганском заповеднике эти животные часто пасутся на верховых болотах, где старые, но низкорослые и корявые сосенки увешаны бородами лишайников, а также в сосновых лесах, на более сухих местах, где разрастаются кустистые лишайники — кладонии и цетрария. В зимний период для лесных оленей, как и для тундровых, это основная пища. Раньше большинство заповедников проводили авиаучеты копытных. В конце 1980-х годов здесь с воздуха насчитали более 350 северных оленей. Сейчас это слишком дорого, и численность копытных оценивают с помощью зимних маршрутных учётов.
Источник: http://geosfera.info/evropa/russia/1889-yuganskiy-zapovednik.html
Комментариев нет:
Отправить комментарий